Главная » 2014 » Ноябрь » 16 » НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ.
11:50
НАСТРОЙКА ГИТАРЫ ПО ФЛАЖОЛЕТАМ.

Флажолет (от франц.  flageolet – флейта) – прием игры на гитаре (и на любом струнном инструменте) при котором извлекается красивый гулкий звук, напоминающий тембр флейты. Попробуем исполнить его: прикладываем палец левой руки к первой струне в месте точно над металлической полоской 12-го лада (не зажимаем, а слегка кладем на нее – струна не должна касаться грифа), затем играем струну правой рукой (будет громче, если извлекать звук около порожка), а палец левой после этого сразу же убираем. Если делаем все правильно, получается эхоподобное звучание, похожее на гудение вилочного камертона. Прием можно исполнять на любой струне в местах ее частичного деления (1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.). 12-й лад и первую струну мы взяли потому, что так проще.

Металлический порожек 12-го лада делит струну ровно пополам, 7-го лада на части 1/3 и 2/3 от целой струны, 5-го – на 1/4 и 3/4. Таким образом, в этих местах можно сыграть флажолеты. Однако, на части делятся не только открытые струны, например, если зажать ту же первую струну на 3-м ладу, тогда флажолет можно будет сыграть на 15-м, правда прикладывать к струне придется уже палец правой руки, а играть ее средним, безымянным или мизинцем левой. Флажолеты, сыгранные на зажатых струнах называются искусственными, а на открытых натуральными или естественными. При игре на акустической гитаре в силу ее специфики чаще используются натуральные флажолеты, искусственные звучат на ней очень тихо.

Характерно, что флажолет – это не просто абы какой звук, а нота, такая же как и все остальные. Когда точка приложения пальца к звучащей струне находится посередине (12-й лад), высота исходной ноты (то есть такой, как будто мы играем струну обычным способом) повышается на октаву; если точка приложения 2/3 или 1/3 (7-й или 19-й лад) – на октаву и квинту (на 19 полутонов); если – 3/4 (5-й лад) или 1/4 – на две октавы. Можно удостовериться в этом померив высоту флажолетов с помощью программы здесь

Кроме того, с помощью этого приема игры можно настраивать гитару. Настраиваем первую струну по камертону, тюнеру, или другому инструменту.  Дальше следуем правилам:

флажолет на 5-м ладу 2-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 1-й струны;

3-я струна на 4-м ладу звучит в унисон 2-й струне на 5-м ладу;

флажолет на 5-м ладу 4-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 3-й струны;

флажолет на 5-м ладу 5-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 4-й струны;

флажолет на 5-м ладу 6-й струны звучит в унисон с флажолетом на 7-м ладу 5-й струны.

Можно также сначала настроить 4-ю и 5-ю струны по камертону, флажолеты на их 7-м и 5-м ладах – это нота Ля.

 Звук можно извлекать как последовательно (мелодически), так и одновременно (гармонически). Для новичка проще первый вариант. Удобнее всего делать так: вторым пальцем лев. руки (средним) глушится вторая струна над пятым ладом, а четвёртым пальцем (мизинцем) - первая струна над седьмым ладом. Важно: флажолеты нужно извлечь с минимальным временным интервалом, чтобы не успел угаснуть звук первого.
При одновременном звучании двух флажолетов вы услышите т.н биения («уау-уау») - это разница частотных колебаний. Чем длиннее эти «уау», тем частоты колебаний двух струн ближе друг к другу, ближе к унисону.
Задача - свести эту разницу к нулю, что бы биения («уау-уау») отсутствовали.

Здесь важна скорость работы, потому что колебания струн (особенно первых) угасают довольно быстро, и за время звучания флажолетов нужно успеть повернуть колок настраиваемой струны.

Просмотров: 577 | Добавил: ivan975
Всего комментариев: 0
avatar